Совсем не много остается до вступления в законную силу нового «дачного » закона №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Текст этого закона есть на нашем сайте. В последнее время, его положения активно обсуждаются в СМИ, интернете, создаются различные «местечковые» академии и курсы для председателей и членов правлений дачных объединений, на которых производятся попытки разъяснения норм ФЗ-217 и как претворять их в жизнь в новом году. На различных форумах люди делятся своими впечатлениями от этих «толкований» и картина вырисовывается удручающая. Нет однозначного понимания норм этого закона, спорят юристы и не юристы, председатели правлений с большим опытом и просто «знающие» люди. Одним словом — кто в лес. кто по дрова.
Еще в Августе, до отчетно-выборного собрания, я нашел время и обратился с этим вопросом к первоисточнику — в Государственную Думу РФ. Зарегистрировался на архивно-библиотечном портале официального сайта ГД РФ и запросил у его сотрудников постатейный авторский комментарий к ФЗ-217. Получил ответ, что единственным авторским комментарием к этому закону является это издание:


Авторы: Бутовецкий А.И. — заместитель руководителя аппарата Комитета ГД РФ по земельным отношениям и строительству, кандидат юридических наук; Ковалева Е.А. — руководитель аппарата Комитета ГД РФ по земельным отношениям и строительству, кандидат юридических наук.
В издании 256 страниц текста. Постараюсь кратко и понятным языком изложить основные моменты комментируемого закона, применительно к нашему СНТ.
На 44-й и 45-й страницах авторы дают сравнительный анализ целей создания садоводческих объединений в Советское время и какие цели преследуются с 01.01.2019 года. Все дело в том, что изменились сами люди, мы с Вами, изменилось наше мировоззрение. Наше общество превратилось в общество потребления, целью которого является безудержное потребление материальных благ. Все стремятся потреблять с оглядкой на своего ближнего — «а вдруг он потребляет больше?», чему в не малой степени способствует «зомбоящик» и либеральное правительство. В нашем СНТ можно часто слышать, дескать, проживем без всяких законов, по старинке, своим «колхозом». Однако, все чаще на собраниях слышны призывы типа, кто имеет больше земли, тот больше должен платить. И всем это кажется вполне справедливым, хотя «предложение» создать комиссию по проверке холодильников и назначить размер членского взноса исходя из полноты их заполнения, пребывает в этом же ряду. А вот тут-то, незаметно для всех, «колхоз» и заканчивается. Законодатель с удовольствием идет навстречу таким предложениям. В последних изменениях ФЗ-66, отживающего последние часы, это нашло свое отражение.
Пункт 4 Типового устава садоводческого товарищества, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11.11.1985 года № 517, установил. что основной задачей садоводческого товарищества, является организация коллективного сада и использование его членами товарищества для производства фруктов, ягод, овощей и другой сельскохозяйственной продукции, а также создание условий для культурного проведения свободного времени трудящимися и их семьями, укрепления здоровья, приобщения к труду подростков. Сейчас все упирается в имущество общего пользования, кому и в каком размере оно должно принадлежать, кому и сколько платить за его создание и управление, чтобы с помощью этого имущества потреблять. потреблять, потре…….. Как говориться, прочувствуйте разницу.
Одним словом, законодатель дает понять. что «колхоз» закончился. Хорошо это или плохо — судить Вам, в законе отсутствуют оценочные характеристики той или иной нормы, а авторы вышеозначенного издания однозначно ссылаются на поговорку — «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива».
Само название закона говорит о многом. Если ФЗ-66 был законом о некоммерческих объединениях (т.е. о юридических лицах), то новый закон называется «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…..» Акцент делается не на юридических лицах и членах, а на гражданах, теперь все собственники практически уравнены в правах, не члены СНТ имеют право присутствовать на собраниях и голосовать по всем вопросам, касающимся имущества общего пользования (далее по тексту ИОП) и финансово-хозяйственной деятельности товарищества. Почему?

Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества 

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

3. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

То есть законодатель привел в соответствие организационно-правовую форму- СНТ, с положениями Гражданского Кодекса РФ, статья 50 которого повествует (с 01.01.19), что СНТ как и ТСЖ (товарищество собственников жилья) является видом товарищества собственников недвижимости (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Особое внимание обращается на то,что СНТСН (садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости) предназначено для управления ИОП. «Для собственных нужд» означает, что продавать выращенную продукцию нельзя, передавать безвозмездно в детские дома, больницы и другие заведения также нельзя (ФЗ-66 этого не запрещал).
Создавать ТСН теперь имеют право только собственники участков, или граждане желающие приобрести такие участки. Это очень важно. Те, кто имеет право пожизненного наследуемого владения ( кто не отмежевал свои участки и не зарегистрировал право собственности в соответствии с ФЗ-218), остаются членами товариществ, созданных до 01.01.2019 г. и имеют право пользования ИОП. Но, в случае, если ТСН будет ликвидировано, эти граждане не имеют права создавать новое товарищество и вступать в его ряды. Об этом еще будет сказано.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вторая часть этой статьи говорит о том, что товарищество в своей деятельности должно руководствоваться положениями ГК РФ о корпорациях и товариществах собственников недвижимости, учитывая особенности комментируемого закона. Например, положения ГК РФ запрещают не членам ТСН голосовать на собраниях товарищества, а ФЗ-217 дозволяет это. Одна из особенностей.
ВАЖНО! Закон регулирует ОТНОШЕНИЯ, и отношения эти — гражданско-правовые, то есть ДОГОВОРНЫЕ.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

ФЗ-66 перечислял, какими правовыми актами следует руководствоваться при ведении деятельности товариществом. Здесь, как говорят, список открытый. Руководствоваться нужно всеми законами, имеющими отношение к данной деятельности.
Закон дает определение взносам и определяет их виды — членские и целевые. В статье 14 перечислено, на что могут быть потрачены эти взносы. Список закрытый, ни каких «или или». Взносы вносятся только на расчетный счет товарищества, касса упраздняется. Виды взносов определены не зря. СНТСН является некоммерческой организацией, все поступления на расчетный счет, отличные от названия «взносы», будут считаться прибылью организации и облагаются налогом в 6%. Например, поступления в виде «оплата электроэнергии» за такой-то месяц Ивановым И.И. взносом не является и при первой проверке налоговым органом, с каждой сотни таких платежей будет удержано шесть рублей. Это же касается внесения платы за пользование инфраструктурой не членами и арендной платы магазином. Законодатель дает понять, что нужно заключать прямые договора с ресурсоснабжающими организациями и производить прямые платежи. Так что, готовьтесь к увеличению оплаты за электроэнергию еще на 6%.
Председатель теперь является председателем СНТСН и председателем правления, официально получает зарплату. Теперь это официальное должностное лицо и ответственность его определяется Кодексом об Административных Правонарушениях РФ и Уголовным Кодексом РФ. Правление несет точно такую же ответственность. Правление избирается на срок от одного года до пяти лет. Этот срок определяется уставом товарищества. Не запрещено прописывать в уставе, что срок полномочий правления определяется на перевыборном собрании и не может составлять более пяти лет.
У председателя нет права заверять доверенности на право представления интересов собственника на общем собрании другим лицом. Это связано с тем, что в собрании могут принимать участие собственники участков не члены СНТСН; с тем, что в обязанностях члена СНТСН нет прямой обязанности посещать собрания, и с тем, что законом вводится новая форма голосования — очно-заочная. В части 2 и 4 статьи 17 закона указано, что решения на собрании принимаются исходя из общего числа присутствующих, так что голосование с десятком доверенностей в кармане отменяется, учитываются только голоса присутствующих. Порядок проведения заочного голосования и очно-заочного голосования определяется уставом товарищества. Как говориться, попробуйте собрать кворум. Тут нужно работать, а не липовые доверенности штамповать.

13. Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:
1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
14. Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено (а может и не «быть») в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
15. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается. 
Список способов уведомления о предстоящем собрании закрытый, ни каких «или или». Не соблюдение хотя бы одного пункта, ведет к нарушению порядка созыва собрания и отмене его решений через суд. В реестре членов СНТСН, согласно закону, должна быть графа, с указанием адреса электронной почты каждого члена. Если напротив какой либо фамилии эта графа не заполнена, уведомление таким способом является не допустимым. Уведомление по почте стоит денег. Расходы на это дело учитываются в смете отдельной статьей расходов. Кстати, законом вводится понятие — финансово-экономическое обоснование размера взносов.
В 15-й части статьи 17 дублируется норма ГК РФ запрещающая принятие решений по вопросам, не включенным в повестку дня, указанной в уведомлении о предстоящем собрании.

17. Правление товарищества обязано обеспечить возможность ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению на общем собрании членов товарищества, не менее чем за семь дней до даты проведения общего собрания членов товарищества, в том числе с проектом приходно-расходной сметы, в случае, если повестка общего собрания членов товарищества предусматривает вопрос об утверждении приходно-расходной сметы товарищества. В случае нарушения срока, предусмотренного настоящей частью, рассмотрение указанных проектов документов и иных материалов на общем собрании членов товарищества не допускается.
Считаю эту норму 17-й статьи очень важной. Вы все прекрасно знаете, как у нас рассматриваются сметы и другие материалы, предназначенные для рассмотрения на собрании. Заранее никто и никогда не вывешивал эти документы для ознакомления. По всей видимости, воруют не только у нас, проблема является острой для всех и законодатель знает об этом. Появляется еще один законный повод для отмены решений собрания.
Еще одна интересная норма, содержащаяся в ст.24 часть 5:

5. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.
Все ясно без комментариев. Использую эту норму по «полной».

А теперь самое интересное, самое противоречивое и «запутанное.»

Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения.
1. Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Данная часть подтверждает то, что фактически и юридически земельные участки общего назначения в границах садоводства возникают с момента внесения о них сведений в ЕГРН согласно нормам ФЗ-218 от 13.07.2015 г. До этого момента осуществляется процедура подготовки документации по планировке территории: межевание, определение поворотных точек координат, одобрение межевого плана границ общим собранием членов товарищества и т.п
Проект межевания утверждается местной администрацией.

2. Управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Применительно к нашему СНТСН, ключевое слово здесь — «управление». Об этом ниже.

3. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
То есть, товарищество. как юридическое лицо, может иметь право собственности на ИОП. (Опять-же, если это имущество недвижимое, оно должно быть зарегистрировано согласно Фз-218). Земля общего пользования в новом законе называется землей общего назначения и входит в состав имущества общего пользования.

4. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
Законодатель прямо «подталкивает» собственников частных участков к приобретению земли, которой и так имеют право пользоваться все собственники и правообладатели участков, расположенных в границах территории садоводства. Т.е. содержИте эту землю за свой счет, платИте за нее в казну налоги. (До какой степени должен дойти уровень коллективного помешательства, чтобы проголосовать за это?). Это предложение сродни тому, если бы Вам предложили платить за воздух, которым Вы дышите. Но мы же с Вами хотели ввести размер членского взноса с «сотки». Про «наполнение» холодильников я уже писал. Вот законодатель и решил пойти Вам навстречу, «привязав» приобретаемую долю ЗОП к размеру Вашего участка. Приобретенная доля ЗОП регистрируется согласно ФЗ-218, Вы получаете официальную «бумагу» на эту долю — выписку из ЕГРН. Эту долю Вы передаете в управление юридическому лицу — СНТСН по договору управления, которое призвано, согласно этому закону, управлять ИОП. У кого «кусок» ЗОПа больше, тот и платит больше. Членский взнос прописывается в договоре , у каждого он индивидуальный. Порядок определения размера членского взноса определяется уставом. Это прописано в статье 14 часть 7.
7. В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Это и есть гражданско-правовые отношения (см. ст. 1), которые регулирует данный закон. По этому «поводу» есть статья Гражданского Кодекса РФ:

ГК РФ Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности 
1. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по СОГЛАШЕНИЮ всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке устанавливаемом судом.
Но здесь есть еще одно » НО»! Согласно закону, никто не в праве заставить кого либо приобретать в собственность какое либо имущество. Согласно ст. 17 этого закона, решение по этому вопросу принимается квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих. Заочное голосование не допускается. При отсутствии кворума на собрании, в дальнейшем, решение следующего собрания по этому вопросу, может быть принято путем проведения очно-заочного голосования. Особо отмечается, что закон предоставляет право приобретения доли ЗОП только собственникам участков, находящихся в границах товарищества. Тем, кто имеет участки с правом пожизненного наследуемого владения, закон такого права не предоставляет. И что же получается? Кто-то приобрел долю ЗОП, платит за управление этой долей, а те, кто не согласился приобретать, или не имеют права этого делать, будут пользоваться этой землей «на халяву»? Оговаривая этот случай, авторы издания ссылаются на понятие сервитута.

ГК РФ Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Еще раз напомню, что все вышесказанное «работает» в случае, если ЗОП является государственной или муниципальной.
Так-то вот, за что боролись … «Едем» дальше.

Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования.

1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости«.
3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.

Здесь речь идет об имуществе, которое будет создаваться.
При этом граждане, имеющие в границах садоводства садовые земельные участки и не участвовавшие в создании ИОП, никакого права на имущество не имеют. Порядок пользования таким имуществом этими гражданами определяется решением собственников в соответствии с ГК. И, скорее всего, пользование не будет бесплатным. Граждане, имеющие участки на праве пожизненного наследуемого владения, не могут принимать участия в создании ИОП после 01.01.2019 г. Право пользования таким имуществом для этих граждан, определяется решением собственников, сервитуты (при их наличии) подлежат перерегистрации в Росреестре (за деньги).
Во многих случаях (в том числе и в нашем), ИОП является бесхозяйным, так как права на него не зарегистрированы в установленном законом порядке. Ну нет «бумажки» (выписки из ЕГРН) на это имущество! Имущество (недвижимое) считается созданным с момента появления такой «бумажки». Новый закон говорит о том, что имущество можно видеть, трогать его, пользоваться им. Но если на него нет «бумажки», то его НЕТ! Об этом говорит вторая часть этой статьи, выделенная мной жирным текстом.
Третья часть этой статьи говорит о том, что если ИОП принадлежит СНТСН (есть «бумажка» на право собственности), то оно может быть(а может и не «быть») передано в общую долевую собственность собственникам частных участков в пределах территории садоводства. Опять-же, «СОБ-СТВЕН-НИ-КАМ». НО! Это возможно только при согласии ВСЕХ ДО ЕДИНОГО собственников индивидуальных земельных участков. Закон честно оставляет надежду на то, что может найтись один человек. не поддавшийся коллективному помешательству и зомбированию. Если ИОП остается в собственности СНТСН, то товарищество, в лице общего собрания, определяет порядок пользования таким имуществом и порядок заключения договоров на право пользования ИОП. В таком случае, размер доли каждого садовода не определяется, членский взнос будет равным для всех, за исключением тех, кто заключил прямые договоры на вывоз твердых коммунальных отходов со своего участка.
Рассмотрим 8-ю часть этой статьи:

8. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;
2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности;
3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.

Честная норма, дающая право садоводам избавиться от бремени содержания имущества, которое можно передать безвозмездно в управление профессионалам, Членский взнос при этом в разы уменьшается. Можно будет каждому собственнику подать заявку в Мосэнергосбыт на увеличение мощности до законных 15 киловатт. Замена трансформатора в этом случае, будет являться проблемой его собственника.
ИОП, принадлежащее юридическому лицу, передаётся по решению общего собрания членов. В таком случае нужно смотреть, может ли
ИОП, передаваемое в государственную или муниципальную собственность, находиться в такой собственности. Посмотреть виды такого имущества и достоверно установить возможность его передачи в государственную или муниципальную собственность можно в ст. 214, 215 ГК, ФЗ-131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Рассмотрим статью 54 этого закона — «Переходные положения», вернее ее 15-ю и 16-ю части, чтобы подвести итог касаемо «судьбы» ИОП».

15. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.
16. Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

Авторы издания обращают особое внимание на то, что речь в 15 части идет об имуществе, которое принадлежит юридическому лицу, т.е. на него оформлено право собственности (есть «бумажка», выписка из ЕГРН, в которой написано, что право собственности принадлежит СНТСН, а не гражданам или государству). Законодатель дает время правлению СНТСН «уговорить» граждан, владеющих участками на праве пожизненного наследуемого владения, провести межевание своих участков и оформить на них право собственности в соответствии с ФЗ-218, чтобы не «заморачиваться» с сервитутами, в случае передачи ЗОП в коллективную совместную собственность, так как статья лишний раз напоминает, что такая передача возможна только собственникам. Это время (переходный период) правление должно использовать и для передачи сведений в местную администрацию о заброшенных участках, которые (по иску администрации в суд) признаются бесхозяйными и выставляются на торги. Потому, что может получиться так, что все станут собственниками, оформят на ЗОП право коллективной совместной собственности, а тут, вдруг, возьмут и объявятся какие нибудь собственники заброшенных участков, и что с ними тогда делать? Опять переписывать договора и регистрировать новые сервитуты?
Вопрос этот можно рассматривать и после 01. 01. 2024 г, но передача земли в общую долевую собственность уже не будет бесплатной.
Но законодатель, второй раз честно прописывает возможность не «заморачиваться» со всем этим.

Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества.

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.
2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Регулировать процесс управления возможно путём подписания договора простого товарищества (Часть 2, Глава 55, ст. 1041 – 1054 ГК). Договор дисциплинирует его участников в плане создания и содержания имущества, а также устраняет от пользования халявщиков. Не согласен с условиями договора – убеждай участников в необходимом внесении изменений или не получай право пользования созданным имуществом. При таком регулировании очевидно существенное снижение затрат участников на содержание общего имущества, а также полное освобождение от налогов и ежемесячных затрат на работников (по трудовому договору) юридического лица. Можно найти сторожей на «черную» зарплату и такого же бухгалтера. Нужно будет всем перейти на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Кто не пожелает заключать индивидуальный договор на вывоз мусора, могут «назначить ответственного», который заключит индивидуальный договор с «Хартией» на оба существующих контейнера и платить ему в равных долях.
Считаю такое развитие событий самым лучшим из всего предложенного. Но в нашем товариществе, по «странному» стечению обстоятельств, в правлении находятся люди, которые вложили в свое имущество хорошие деньги, и это имущество может существовать только при наличии большого потребления электроэнергии (постоянное зимнее отопление, теплые полы, запитка глубинного насоса, подогрев воды в бассейне и т.д.). Этих людей не устраивает перспектива заключения прямого договора с Мосэнергосбытом и получение мощности в 4 киловатта, которая получается при разделе мощности трансформатора поровну. Да и «тити-мити» при таком раскладе, к шаловливым пальчикам не «приклеишь». Поэтому именно этими людьми такой расклад будет встречен в штыки.
Рассмотрим часть 5 -ю 54-й статьи.

5. Учредительные документы (устав), а также наименования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьями 128 настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 128 настоящего Федерального закона действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

С 01.01.2019 г. все уставы старых СНТ противоречат нормам настоящего закона в частях: терминологии, предмета деятельности и целей создания, полномочий органов управления, способам, целям и принадлежности создаваемого имущества, а также способу управления имуществом, которое создано или будет создано в границах садоводства и другим нормам. С одной стороны организации садоводов свободны во времени для приведения своих уставов в соответствие закону, а с другой стороны нормы нового закона прямо предписывают органам управления действовать по иному. Если ранее нельзя было организовать и провести общее собрание членов, используя очно-заочную форму собрания, то с вводом закона в действие это можно делать, несмотря на старый устав.

А теперь давайте разберемся, как обстоят дела с недвижимым ИОП в нашем СНТ.
Начну с того. что два года назад председатель нашего правления предоставила суду выписку из ЕГРЮЛ на СНТ «Ротор». Этой выпиской она удостоверяла свое право представлять СНТ в суде. Меня смутила одна запись в этой выписке. На прошедший суд, завершившийся 17.12.2018 г. она опять предоставила эту выписку:

В разделе «Сведения о регистрации» в первой строке, способ образования — «Регистрация юридического лица до 01.07.2002 г. при создании. Именно эта запись — «при создании», мне показалась «подозрительной». Поясню почему.
Садоводческое товарищество (СТ) «Ротор» было образовано в 1986 году. В 1998 году вступает в силу ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который предписывает всем СТ перейти на новую организационно-правовую форму — СНТ посредством Р-Е-О-Р-Г-А-Н-И-З-А-Ц-И-И. Это написано в 53-й статье ФЗ-66:

 Статья 53. Переходные положения

1. Уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования

.2. Садоводческие, огороднические и дачные товарищества и садоводческие, огороднические и дачные кооперативы освобождаются от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с их реорганизацией и приведением уставов в соответствие с нормами настоящего Федерального закона.

Юридические лица, согласно закону, являются либо вновь созданными, либо реорганизованными.

Почему закон предписывает провести реорганизацию? Потому, что только в процессе реорганизации, согласно ГК РФ ст. 58, к реорганизованному лицу переходят все обязанности и права (вещные и не вещные). Есть такое понятие — ПРАВОПРЕЕМСТВО.

ГК РФ Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Процедура реорганизации в виде преобразования из одной организационно-правовой формы (ОПФ) в другую предусматривает составление передаточного акта содержащего положения о правопреемстве:

ГК РФ Статья 59. Передаточный акт.
 1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт

.2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.


Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами, правление СТ «Ротор» должно было собрать общее собрание, в повестке дня которого должны были быть вопросы о реорганизации СТ «Ротор» путем преобразования в СНТ «Ротор», утверждение передаточного акта, содержащего сведения о правопреемстве, а именно, что все члены СТ становятся членами СНТ со всеми правами и обязанностями, что все имущество (движимое и недвижимое, в том числе ЗОП) переходит на праве собственности к СНТ, что все долги СТ перед Мосэнергосбытом и другими организациями, становятся долгами СНТ, что техническая документация на ЗОП (план застройки и т.д.) является действительной при выполнении целей и задач, стоящих перед СНТ. Отдельными вопросоми должна утверждаться новая редакция устава и наделение полномочиями лиц, которые будут подавать документы на регистрацию реорганизованного юридического лица. Смотрим на протокол этого собрания.

Как видите, в повестке дня нет ни слова о реорганизации, нет ни слова о правопреемстве, нет ни слова о передаточном акте. Все эти сведения находятся в открытом доступе в Федеральной Налоговой Службе, в регистрационном деле юридического лица. На всякий случай, заказываю передаточный акт к этому протоколу собрания. Получаю ответ:

До 2002 года регистрацией юридических лиц занималась регистрационная палата (ныне Росреестр), после 07.2002 г. этим занимается налоговая служба. Все сведения о ранее зарегистрированных юридических лицах подавались в налоговую в форме Р17001. Заодно заказал и эту форму, чтобы лишний раз убедиться, что наше СНТ не является правопреемником СТ «Ротор».

Как видите, в пункте 3 — способ образования юридического лица, «галочка» под словом «реорганизация» не поставлена, в пункте 7 не указано, чьим правопреемником является созданное (?) СНТ.

Таким образом, наше СНТ не является правопреемником СТ «Ротор», а является вновь созданным юридическим лицом. Все бывшие члены СТ «Ротор», членами СНТ «Ротор» не являются, земля общего пользования и другое имущество СТ, не принадлежит СНТ «Ротор». По этому поводу в новом законе ФЗ-217 в статье 12 часть 10 сказано:

10. У членов реорганизованной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства или огородничества до дня (01.01.2019) вступления в силу настоящего Федерального закона, членство в товариществе возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате реорганизации указанной некоммерческой организации. При этом принятие решения о приеме в члены товарищества не требуется.

Как видите, новый закон предусмотрел и это. Организация не была реорганизована, и членство ни у кого не наступило, и не наступит в новом году.
Именно поэтому я не торопился сдавать целевые взносы на межевание ЗОП. Рассказать все это на собрании я не мог, так как на тот момент я не обладал этими документами, были только лишь догадки. Да и , скажем так, эта информация неудобна для «слухового» восприятия. Написать статью не было времени, добыча документов — процесс достаточно длительный. Посещение налоговой я приурочил к последнему суду, решение которого предписывает выдачу мне правлением правоустанавливающего документа на ЗОП СНТ «Ротор» и протокол собрания с решением об одобрении проекта межевания ЗОП. Правоустанавливающим документом является (как мы уже выяснили) выписка из ЕГРН. Чтобы ее получить, нужно осуществить межевание ЗОП, одобрить проект межевания на собрании. получить «добро» в администрации и сдать все документы в Росреестр для регистрации. На все это требуется время и соблюдение законов. А вот с этим, как Вы видели, у нас не все в порядке. Все вышеприведенные документы я предоставил в Росреестр, и будет ли он после этого регистрировать право собственности на ЗОП — большооооой вопрос. Возможно, что все шестьсот с лишним тысяч за межевание переданные в БТИ — коту под хвост. Виновато во всем правление. Прежде чем платить деньги, нужно во всем разобраться. Как говорят, семь раз отмерь … А судебные приставы не слезут с председателя, пока она не предоставит мне документы по решению суда, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Скажу больше. Во время этого суда, наш окровавленный профессиональный потерпевший (самец) вместе с молочным сыном, подали на меня заявление в полицию. Более трех месяцев назад, увидев как я ударяю своим правым кулаком по левой ладони, эти двое жутко обос..лись. В качестве доказательства, принесли емкости с фекалиями и медицинские документы, подтверждающие беспрерывное «хождение под себя» по ночам, потерю сна и тремор в конечностях. Профессиональные свидетели этих «хождений» не заставили себя долго ждать. Пришлось дать развернутые объяснения, почему я, одним своим видом, внушаю в этих ….. людей(?) страх. В объяснениях содержалась часть информации из этой статьи. Все это, согласно закону, было передано в прокуратуру для вынесения вердикта о возбуждении или не возбуждении дела. Получил приглашение из прокуратуры для дачи более развернутых показаний по фактам, изложенным в этой статье, так как при таком раскладе, наше СНТ подлежит ликвидации. Не может существовать юридическое лицо без правопреемства, без имущества, без земли. Не понятно, как оно может исполнять функции управления имуществом (по закону), не владея этим имуществом, имея в своем высшем органе управления (собрание), людей без членства в организации. Да и с регистрацией не все в порядке:

Не может быть зарегистрировано юридическое лицо в 1986 году в организационно-правовой форме «садоводческое некоммерческое товарищество». ФЗ-66, введший эту ОПФ вышел в 1998 году, а в 1986 году были только «СТ». Запись о регистрации внесена в 2001 году . Бред.

Именно по этому, решение последнего собрания по принятию сметы, является ничтожным:

ГК РФ Статья 181.5. Ничтожность решения собрания
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Это решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания. Утвердили смету на управление имуществом, которое СНТ не принадлежит. Ничтожность этого решения судом не доказывается, оно ничтожно само по себе. В Январе я вычту из этой сметы все зарплаты и налоги и другие неправомерные статьи расходов. Оставлю только содержание собаки, содержание электрохозяйства и вывоз мусора. Разделю все это на количество плательщиков и на 12 месяцев. Получится мой членский взнос. После праздников опубликую по этому поводу статью. Председатель и бухгалтер назначают себе зарплату, ссылаясь на закон. Последую их благородному примеру, сошлюсь на закон и определю себе размер членского взноса.

Согласно ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», каждый собственник (а не правообладатель) обязан заключить прямой договор на вывоз мусора. Но «Хартия» пока к этому не готова. Об этом, возможно, позже. Если будет время. По Орехово-Зуевскому району региональным оператором является «Хартия». СНТСН также должно перезаключить договор.


Статья получилась объемной и информативной. Кто желает «врубиться» во все вышеизложенное, прошу перечитать представленный материал, возможно не единожды, и сделать для себя выводы.

Поздравляю всех с наступающим Новым Годом. Выражаю глубокую признательность всем. кто финансово поддержал наш сайт и помог оплатить хостинг на следующий год.
А кое кто пусть задумается над всем изложенным, и когда будет строгать салатики, пропуская между делом рюмочку- другую под музычку из «Иронии», вспомнит про меня, про судебных приставов, про штрафы, про статью № 315 УК РФ …. У-у-у-х-х-х!

С уважением, Ваш Игорь.